8 (812) 325-72-88
8 (812) 325-72-89
Балтийская коллегия адвокатов
имени Анатолия Собчака
[21.03.2023 22:14]

Новости медико-правового агентства БКА

 

Очередная победа адвокатов МПА Балтийской коллегии. 

13 арбитражным судом признан недействительным ненормативный акт ТФОМС. 
На основании приказа ТФОМС ЛО от 04.03.2022 № 113а межрайонным Выборгским филиалом ТФОМС ЛО в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ленинградской области «Выборгская детская городская больница» проведена плановая комплексная проверка использования средств сферы обязательного медицинского страхования в соответствии с Программой проверки (приложение №1 к приказу ТФОМС ЛО № 113а от 04.03.2022) за период с 01.02.2020 по 31.12.2021 в форме документарной (камеральной) проверки в срок с 14.03.2022 по 08.04.2022.
В результате проверки Выборгским филиалом ТФОМС ЛО за период 2020-2021гг., проведенной в ГБУЗ ЛО «Выборгская ДГБ» было выявлено нарушение, а именно нецелевое использование средств ОМС в сумме 3 595 439,00 руб., использованных на закупку туберкулина и диаскинтеста. Обществу предписано произвести возврат использованных не по целевому назначению денежных средств ОМС, а также оплатить штраф в размере 10% от указанной суммы.

Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признание недействительным ненормативного акта.
Судом первой инстанции в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Учреждение обратилось в 13 апелляционный арбитражный суд с соответствующей жалобой.
 
В рамках судебного разбирательства на этапе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции МПА удалось доказать следующее.
Система ОМС создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Статьей 4 ФЗ-323 в качестве основополагающих принципов охраны здоровья декларируются приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Статьей 7 указанного ФЗ закреплено, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. В свою очередь, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, кроме прочего, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 10 ФЗ-323), а отказ в оказании медицинской помощи в соответствии  с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, не допустимы (статья 11 ФЗ-323).
Наконец, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, главным образом, осуществлением мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний (статья 12 ФЗ-323).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона No326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Так, согласно статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Схожие выводы содержит и Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 No 14379/11, в соответствии с которым следует учитывать, что принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности.
Штрафная санкция за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования, предусмотренная пунктом 9 статьи 39 Закона No 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.06.2009 No11 - П, в силу статей (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 No11-П, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 No 14379/11).
Следовательно, любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования, предусмотренная пунктом 9 статьи 39 Закона No 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Соответственно, при назначении рассматриваемого в настоящем случае наказания судом могут быть учтены установленные на основании представленных в материалы дела доказательств факты, характеризующие обстоятельства совершения правонарушения и отношение привлекаемого к ответственности лица к совершенному правонарушению, и позволяющие индивидуализировать назначаемое наказание, соответствующее совершенному правонарушению.
Раннее выявление туберкулёза у детей и подростков является одним из важных разделов комплексного плана борьбы с туберкулёзом. От правильной организации и качественного выполнения этого раздела первичной медико-санитарной помощи зависит своевременное выявление туберкулёза среди детей, что в целом обеспечивает возможность предупреждения развития локального туберкулёза. Основным методом раннего выявления туберкулёзной инфекции у детей является систематическая туберкулинодиагностика, основанная на применении туберкулиновых проб.
В ходе проведенного адвокатского расследования было установлено, что за последние годы в Ленинградской области была достигнута стабилизация основных показателей по туберкулёзу с отчётливой тенденцией к их снижению.
Препараты для постановки туберкулиновых проб ГБУЗ ЛО «ВДБГ» приобретались за счет имеющихся у учреждения средств ОМС ввиду того, что иное финансирование на указанные цели в этот период не осуществлялось.
Отказ от приобретения аллергена туберкулезного за счёт единственного источника — средств ОМС мог повлечь невозможность выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил и приказов Минздрава России по проведению мероприятий по профилактике и ранней диагностике туберкулёза у прикреплённого к учреждению застрахованного по программе ОМС детского населения.
Резкое снижение охвата детского населения туберкулинодиагностикой сопряжено с высоким риском роста заболеваемости туберкулезом среди детей.
Как указал Верховный Суд РФ, любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств ОМС, должна отвечать принципам справедливости, пропорциональности характеру совершенного правонарушения и соразмерности его последствиям. В противном случае, наказание может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы (определение ВС РФ от 21.06.2021. N 307-ЭС21-8592 по делу N А13-6022/2020).
В результате сформулированная МПА правовая позиция, а также доводы относительно статуса учреждения, социально значимого вида деятельности, обстоятельств дела и закупки лекарственных препаратов, степень вины учреждения, обеспечили отмену процессуального решения суда первой инстанции в части взыскания законной неустойки.

Интересы ЛПУ представлял Я.А. Черный

Источник: Advokat

Корзина пока пуста
Услуги

НАШИ ПАРТНЕРЫ

КОНТАКТЫ

(812) 325-72-89, (812) 325-72-88,  круглосуточный телефон: +7 (999) 066-66-78

г.Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская д. 5 (код 2406 В)

vip@balticlaw.ru 

Экспертная служба ПОИСК

     
Яндекс.Метрика